Инновационная стратегия развития предприятия

Инновационная стратегия развития предприятия - виды и методы

Чтобы работа предприятия шла успешно необходимо наличие ряда факторов: от мудрых решений руководства до качественной работы оборудования, от политики корпоратива до надежной квалификации персонала. Все структуры предприятия, так или иначе, связаны между собой и не могут функционировать, друг без друга налажено. А для оперативной реакции на очередное изменение на рынке необходим эффективный и налаженный совместный труд.

Для максимально эффективного функционирования предприятия разрабатывается план действий на конкретный временной промежуток: от одного года до нескольких лет. В бизнесе подобный план принято называть стратегическим.

Стратегий существует несколько видов, например:

  • стратегии конкурентные;
  • стратегии развития;
  • стратегии инновационные.

Руководящие личности предприятия должны точно осознавать, какие цели намереваются быть достигнутыми и уже на основе этого плана разработать собственную стратегию или выбирать уже созданную кем то.

 

Инновационная стратегия развития – сущность, виды и методы

инновационная стратегия

Как правило, руководитель предприятия желает расширить бизнес-деятельность, чтобы увеличить уровень дохода. Для этого он предпринимает какие-то шаги и разрабатывает всевозможные стратегии. В случае, если по какой-то причине, уже созданная программа действий с поставленной задачей не справляется, на помощь придет инновационная стратегия развития предприятия.

Обычно, инновационная стратегия развития – это такой же комплекс действий или мер, который направлен на будущее развитие предприятия и рост доходов. Разница с другими стратегиями заключается в самом названии: инновационная стратегия означает новая – для данного рынка или предприятия, для потребителя или для какой-то отдельной отрасли. Кроме этого инновационную стратегию характеризуют принципиально новые решения в управлении,  которые принимаются с учетом особенностей отрасли, в которой существует предприятие и с учетом особенности самого предприятия.

С учетом вышеизложенного, можно заключить, что, образцовая стратегия  роста, которая применяется на предприятии в первый раз, будет для него инновационной. К тому же, любая стратегия не  имеет готовых инструкций и решений, а задает всего лишь направление, в котором необходимо двигаться предприятию для реализации обозначенных целей.

В связи с этим, классификация инновационных стратегий немного затруднена и состоит из нескольких систем. Инновационные стратегии разделяются по действиям относительно конкурентов, по внутренним действиям на предприятии, по адаптации и проведению научно-исследовательских открытий и тому подобное.

Нужно учитывать, что инновационная стратегия предприятия изменяет условия в управлении. Использование инновационных подходов формирует следующее:

  • повышение уровня рисков предприятия;
  • повышение уровня инвестиционного риска;
  • изменениями затрагиваются все уровни производства и управления.

Следовательно, важно внимательно анализировать каждый шаг, предостерегать инвесторов от возможных рисков и не пытаться сразу кардинально менять все, лучше сочетать вместе стабильность с новшествами.

 

Основные виды инновационных стратегий

В связи с  поставленной задачей, различаются несколько типов стратегий, к примеру:

  • оборонительная;
  • наступательная;
  • промежуточная;
  • разбойничья;
  • имитационная;
  • поглощающая.

Оборонительная инновационная стратегия

Такой тип инновационных стратегий обычно используется предприятиями со своей устойчивой долевой частью на отраслевом рынке и налаженной технологией производства с обученным штатным персоналом. Практически те, кому нет нужды заниматься научно-техническими технологиями с намерением выделяться среди многих конкурентов, а те, кому важны существующие позиции и их удержание.

Наступательная инновационная стратегия

Эта стратегия заключается в скрупулезном исследовании рынка на рентабельность выпуска новинок высоких технологий. Разумеется, что при этом риск очень велик и наступательные стратегии часто используют крупные предприятия, позволяющие себе грубую конкурентную борьбу и квалифицированный штат сотрудников. Однако такую стратегию могут реализовывать и мелкие предприятия, если предварительно подготовятся и сосредоточат все силы на одном проекте.

Промежуточная инновационная стратегия

Применение предприятием такого типа стратегии подразумевает поиск, при поддержке профессионально- экономического анализа рынка, слабых сторон своих конкурентов и использует их. Происходит не борьба конкурентов, а обычное заполнение тех ниш рынка, которые по какой-либо причине другими не используются, не обязательно по причине отсутствия возможностей, вполне возможно, что из-за отсутствия интересов к данной сфере.

В качестве примера инновационной промежуточной стратегии можно отметить выпуск и продажу посуды металлургическим предприятием, базируясь на собственном сырье.

Разбойничья инновационная стратегия

Такой вид инновационной стратегии предполагает выпуск привычного продукта на рынок в большом количестве с применяемыми новшествами, продляющими его технические эксплуатационные характеристики.

У предприятия с хорошей научно-технической базой и принципиально новой разработкой, есть возможность воспользоваться продуктом конкурента, наладив его выпуск – грубо говоря, похитить чужую разработку. Подобная инновационная стратегия может оказаться весьма эффективной на стартовом этапе развития.

Имитационная инновационная стратегия

При совершении такого выбора инновационной стратегии, предприятием копируется продукт конкурентов с добавлением каких-нибудь новшеств от себя: в технических характеристиках, дизайне или вкусе, если имеются речь идет о продуктах питания и тому подобное.

Используется подобная тактика обычно, когда у предприятия есть возможность сэкономить на производственных издержках и при его стабильном положении на рынке. Соблюдая определенную последовательность действий, сноровку и грамотную политику, предприятие, выпускающее оригинальный продукт может быть вполне обойдено.

Поглощающая инновационная стратегия

Такой вид инновационных стратегий применяется предприятиями, которые, выпуская свой продукт или продукты, применяет не только свои научно-технические разработки, но и перекупая права на чужие. Подобная стратегия, как правило, применяется совместно с какой-нибудь другой.

Зачастую новые разработки оказываются сложными для технической базы, существующей на предприятии или очень ресурсозатратны, или не совпадают со стратегической политикой предприятия. В этих случаях разработки продаются фирмам, заинтересованным в них.

 

Что необходимо учитывать при разработке инновационной системы

Инновационная стратегия предприятия при разработке должна учитывать, что любой продукт, будь то товар или единица техники подобно человеку, проходят определенный жизненный цикл от своего зарождения до  финишного исхода. Жизненный цикл продукта различают по следующим стадиям:

  • зарождение – появление идеи самого продукта, но еще не его самого;
  • рождение – непосредственно, появление чего бы то ни было абсолютно нового на рынке;
  • утверждение –  рожденная новинка "живет" и успешно продается, реализуя свои функции, успешно конкурирует с прежними товарами и продуктами;
  • стабилизация – продукт полностью созрел и оформился, нечего больше развивать и совершенствовать;
  • упрощение – появление первых симптомов том, что продукт начинает стареть;
  • падение – уровень продаж и потребительского спроса снижается;
  • исход – происходит снижение производства продукта и начинается подготовка к новому переходу;
  • деструктуризация – полная отмена выпуска или консервирование продукта с поиском нового.

Обычно, предприятием одновременно выпускается несколько продуктов, проходящих свой жизненный цикл. В задачу стратегического планирования входит верное определение сроков свертывания одного производства и начала разработки другого, инвестирования средств в раскрутку третьего и так далее. Важно учитывать тенденции рынка, оставаться в курсе новых разработок и сроков по выпуску новых продуктов от предприятий конкурентов. Тип инновационной стратегии выбирают в зависимости от этой информации.

 

Методы выбора инновационной стратегии

В сфере бизнеса к сегодняшнему дню сложился определенный перечень типов инновационных стратегий, позволяющих выбор:

  • структурно-морфологический анализ, фиксирующий новинки отрасли и возникновение новых разработок, на основании которых, по научно-технической политике создаются рекомендации  для предприятия;
  • определение параметров публичной активности: информационная политика рассматривается подобно единой системе, живущей определенными циклами. Внедрение инновационных методов сопровождается рекомендациями на основе изучения этих циклов;
  • патенты-аналоги: при разработке инновационной стратегии учитываются запатентованные идеи с их основным направлением, перспективным с позиций мирового опыта;
  • терминологический и лексический анализ, при котором учитывается перемещение  лексической терминологии из одних отраслей в другие, что дает возможность создавать прогнозы развития новых отраслей и  планировать стратегию в соответствии с ними;
  • показатели, где рекомендации выдаются на базе изучения документов о движении мировых технических систем и их показателей.

Пути разработки инновационной стратегии

Разработка инновационной стратегии предприятия может быть создана сторонними квалифицированными специалистами или же самостоятельно, без сторонней помощи. Второй путь в определенном смысле предпочтительнее, так как особенная индивидуальность предприятия будет учитываться полностью. Здесь могут возникать два варианта:

  • инновационная стратегия разрабатывается предприятием и издается в качестве приказа всем структурным подразделениям. Этот метод называется - путь «сверху вниз»;
  • каждое структурное подразделение на базе опыта, анализируя свою сферу, подает руководству рекомендации для развития бизнеса. Суммированный и обобщенный план развития затем оговаривается и подлежит одобрению на общем собрании. Этот способ называется путь «снизу вверх».

Какой бы путь разработки или типовой метод инновационной стратегии вами не выбирался, обязательно учитывайте все уровни риска, результаты от применения предыдущих планов и временной фактор: рационально ли применять данные методики и решения непосредственно сейчас.



Читайте также

Наверх