Эталонные стратегии развития бизнеса

Эталонные стратегии бизнеса

Задача любой системы управления предприятием – не только поддерживать его деятельность на определенном уровне, но и постоянно развиваться. Для этого существует несколько важных принципов. Один из них – это использование рациональной системы действий абсолютно на всех уровнях: от исполнителей низшего звена до управленцев.

При планировании деятельности предприятия на день сегодняшний и на перспективу, лучше всего придерживаться подхода уже существующего и проверенного в деле.

Мировая практика выделяет четыре таких подхода. Их называют эталонными стратегиями развития бизнеса. Есть и другое название – базовые или основные.

 

Эталонные стратегии бизнеса - основные типы и характеристики

При применении одного из четырех подходов предприниматели обращают особое внимание либо на один, либо сразу на несколько элементов из пяти основных. Это рынок, продукт, технологии, рыночная отрасль или положение предприятия в этой отрасли.

Для того чтобы определиться, какую из эталонных стратегий вы будете применять, нужно понять и ответить себе на вопрос, какую цель вы ставите перед собой. И только ответив на этот вопрос, можно начинать планировать свои действия.

Эталонные стратегии бизнеса делят на четыре основных типа:

  • стратегия концентрированного роста
  • стратегия интегрированного роста
  • стратегия диверсифицированного роста
  • стратегия сокращения.

Каждый из этих типов можно разделить на несколько подтипов. Подробно рассмотрим далее.

 

Стратегия концентрированного роста

Применение этой стратегии заключается в том, чтобы изменить либо продукт, либо рынок сбыта. Такой подход будет оправдан, если предприятие, существующее на рынке уж несколько лет, прочно занимает свою нишу и имеет определенную репутацию. Стратегия концентрированного роста имеет три направления: это стратегия развития рынка, стратегия усиления позиций на рынке и стратегия развития продукта.

 

Стратегия развития рынка

При применении этой стратегии на первый план выходит поиск новых возможностей для продукта, который уже существует и продается. Это могут быть географически новые рынки (создание филиалов в разных городах или странах), а может быть и освоение новой отрасли, где будет применяться тот же продукт, что и в освоенной.

 

Стратегия усиления позиции на рынке

Если вы выбираете эту стратегию, то действия предприятия должны быть направлены на завоевание новых и расширение старых позиций на имеющемся рынке сбыта. Этого можно достигнуть благодаря увеличению количества рекламы и ее разнообразию, проведению всевозможных привлекательных акций для потребителя. Иными словами, нужно переманить покупателя у конкурентов, используя все методы, в том числе и самые жесткие, которые есть в конкурентной борьбе.

Стратегия развития продукта

Эта стратегия поможет вашему предприятию в том случае, если нужно вывести продажи на более высокий уровень, продвинуть новинку или вернуть интерес покупателей. Можно сконцентрироваться на развитии уже существующего продукта (повышать его качество, изменить дизайн упаковки или расширить ассортимент), а можно начать выпуск новой продукции на уже освоенной территории.

 

Стратегия интегрированного роста

Применение этого типа эталонной стратегии должно привести к изменению предприятия внутри отрасли. Оно может быть расширено или реконструировано. Если есть причины, не позволяющие применить систему концентрированного роста, то можно обратиться к этому подходу. Решение будет правильным и в том случае, если вы воспользуетесь двумя стратегиями одновременно.

Три подтипа системы интегрированного роста:

  • стратегия вперед идущей вертикальной интеграции
  • стратегия обратной вертикальной интеграции
  • стратегия горизонтальной интеграции.

Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции

Развиваясь согласно данной стратегии, предприятие начинает осваивать посредническую нишу. Можно перекупать бизнес посредников или же усиливать контроль над их деятельностью. Если вас не устраивает качество структур, которые занимаются продажей и распределением товара, которое производит ваш предприятие, можно даже не задумываться – самое время начинать применять стратегию вперед идущей вертикальной интеграции.

Стратегия обратной вертикальной интеграции

Развитие предприятия идет благодаря усиленному контролю поставщиков и благодаря открытию филиалов, в задачу которых будет входить организация поставок. Таким образом, предприятие становится независимым от поставщиков и от изменения цен на сырье.

Стратегия горизонтальной интеграции

Методы этой стратегии в какой-то степени созвучны с методами стратегии усиления позиций на рынке, так как предполагает контроль над деятельностью конкурентов, вплоть до поглощения их предприятий.

 

Стратегия диверсифицированного роста

В том случае, когда крупное предприятие полностью осваивает свой рынок со всеми приемами и нюансами и успешно использовало все возможности своей продукции, приходит время для внедрения стратегии диверсифицированного роста, основная суть которой – освоение новых сфер.

Если сложилась такая ситуация, что ваш продукт пользуется все меньшим и меньшим спросом, антимонопольная система не дает возможности расширяться в существующих рамках, и вы , выйдя на международный рынок, хотите сократить налоги, самое время применить стратегию диверсифицированного роста.

Три подтипа стратегии диверсифицированного роста:

  • стратегия центрированной диверсификации
  • стратегия конгломератной диверсификации
  • стратегия горизонтальной диверсификации

Стратегия центрированной диверсификации

При таком подходе при неизменном производстве основного продукта (он остается в центре, что и послужило основой названия стратегии), на основе существующих технологий, имеющихся сырья и сети сбыта, а также хорошо раскрученной торговой марки вы начинаете выпускать новый товар или покупаете соответствующее предприятие.

Если ваш основной бизнес – деревообработка, то логичным будет собирать и продавать мебель из остатков сырья или приобрести мебельный салон.

Стратегия конгломератной (несвязанной) диверсификации

Эту стратегию можно назвать самой сложной, затратной и непредсказуемой. Заключается она в переходе на выпуск принципиально нового продукта и освоении абсолютно нового рынка.

Может возникнуть вопрос: а зачем рисковать и начинать опять все с нуля? Однако если предприятие стабильное и достаточно крупное, то почему бы не сделать такую попытку. Если все получится, ваша торговая марка будет более узнаваемой. И, главное, уменьшатся риски, ведь, как правило, кризис одновременно в нескольких отраслях не случается.

Стратегия горизонтальной диверсификации

Такая стратегия предполагает выпуск продукта, который является сопутствующим вашему же основному имеющемуся. Делается это с применением новых технологий, а рынок сбыта используется ваш, уже хорошо налаженный.

Для успешной реализации такого подхода важен выбор нового продукта. Он должен быть ориентирован на знакомого потребителя.

Если ваше основное производство, к примеру, – это спортивное питание, то смело можете начинать производить спортивный инвентарь или спортивную одежду. Новый товар должен быть принят хорошо, особенно теми, кто уже привязан к вашей торговой марке и оценил ее качество.

 

Стратегия сокращения

Бывают ситуации, когда разумнее полностью изменить структуру предприятия, не дожидаясь, когда речь пойдет о банкротстве, или вообще закрыть его самому. Такое желание может возникнуть в период общего экономического кризиса или в связи с резким спадом на рынке.

Однако эталонная стратегия сокращения может применяться не только при таких мрачных обстоятельствах. Есть смысл обращаться к этой стратегии и в случае необходимости реструктуризации предприятия и после периода активнейшего развития.

Четыре подтипа стратегии сокращения:

  • стратегия ликвидации
  • стратегия сокращения зон хозяйствования
  • стратегия сокращения расходов
  • стратегия «сбора урожая»

Стратегия ликвидации

Эта стратегия является правильной в случаях, когда ситуация настолько неблагоприятна, что подразумевает либо полное, либо частичное закрытие. Речь идет о закрытии самого предприятия или же чести его филиалов. Можно также прекратить выпуск нерентабельной продукции.

Стратегия сокращения зон хозяйствования

Если необходимо вложить средства в какое-нибудь производство или отрасль при долгосрочном планировании, то можно ликвидировать ту часть филиалов, подразделение или отрасль, которые приносят в данный момент самый маленький доход. Это и есть стратегия сокращения зон хозяйствования.

Стратегия сокращения расходов

Как можно понять из названия, это подход подразумевает максимальное сокращение издержек. Что это может быть? Временное прекращение производства, уменьшение закупок, увольнение персонала и т. д. Как правило, к такой стратегии прибегают тогда, когда предприятию нужно пережить непростые времена. Так что это временно.

Стратегия «сбора урожая»

Если вы понимаете, что одна из отраслей производства приносит доход гораздо ниже ожидаемого, она бесперспективна, и даже ее продажа не принесет серьезных средств, можно внедрить стратегию «сбора урожая» и тем самым добиться приличной прибыли.

Такой подход заключается в снижении производства, которое происходит постепенно (это сокращение штата, продажа оборудования уменьшение закупок) и одновременно активизации сбыта имеющегося продукта (часто по сниженным ценам). Если закрывать производство постепенно, может быть получен максимальный совокупный доход.

Таковы в кратком изложении эталонные стратегии развития и основные принципы их действия. На какой стратегии остановиться решать только вам. Очень часто применяется несколько стратегий одновременно или успешно используется сочетание их элементов.



Читайте также

Наверх