Как правильно провести собеседование с продавцом

Как провести собеседование с продавцом

При найме нового работника на работу работодателя часто интересует не только резюме и заполненная анкета соискателя. Большинство нанимателей предпочитают проводить собеседование, причем руководитель зачастую делает это лично. Этот подход полностью себя оправдывает, так как не только определенные навыки и квалификация претендента имеют значение, но большую роль играют психологические особенности соискателя, которые достаточно трудно оценить по стандартным строкам документов.

Личностные качества особенно важны человеку, который будет нанят для осуществления прямых продаж. Недаром опытные коучи и менеджеры говорят, что продавец торгует не товаром, он продает удовольствие от приятной покупки, комфорт, хорошее настроение. В связи с этим важно понять насколько правильно проведенное собеседование поможет нанять хорошего специалиста.

 

Виды собеседования

виды собеседования

Распределение собеседований на виды осуществляют по следующим функциям:

  • структура проведения;
  • формат проведения;
  • функциональность.

Собеседования по структуре делятся на: ситуационные, стрессовые, в свободном стиле, по компетенции и так далее.

По своей функциональности собеседование может быть отсеивающим, финальным и отборным.

Формат собеседования может быть массовым, индивидуальным или посредством разнообразной техники для связи (телефона, видео-чата).

Для того чтобы выбрать лучшего сотрудника необходимо не просто проведение собеседования, а собеседование в правильно выбранной форме.

Примером может служить подбор сотрудников для продаж или работы по телефону. Неприятный голос такого продавца или засоренность его речи может отпугнуть потенциальных покупателей.

 

Виды продавцов

До того как проводить собеседование работодатель должен определить для себя, какого именно типа продавец ему нужен:

  • для продаж на рынке;
  • для продаж в небольшой, но элитный магазин;
  • продавец в один из отделов супермаркета.

Специфика у каждого из вышеперечисленных специалистов, несмотря на вроде бы одинаковую сферу работы, разная. Продавец на рынке заинтересован в быстрых продажах, так как товар быстро обновляется, он может быть сезонным, могут измениться условия работы со стороны администрации рынка (например, увеличится сбор за место и т.п.), рабочая точка может быть перенесена работодателем в другое место. Поэтому для такого специалиста главное уговорить покупателя совершить покупку не откладывая на потом, уметь продать песок на пляже.

Отличие продавца элитного магазина в том, чтобы создать такую атмосферу, когда покупателю хочется возвращаться снова и вновь совершать покупки. Хотя первое посещение по какой-либо причине может и не закончиться покупкой. Важной особенностью продавца специализированного или элитного магазина является наличие специальных знаний, дающих ему возможность посоветовать покупателю по поводу выбора необходимой покупки, а не равнодушно «всучить» ему самый дорогой товар, рассчитывая получить свои комиссионные. Именно такая специфика элитного магазина и обуславливает особенность построения собеседования с претендентом.

 

План собеседования

Стандартная схема любого собеседования включает в себя:

  • знакомство с претендентом на должность – начать его нужно с того, что узнать имя собеседника, желательно для снятия напряжения завязать разговор на более общие темы (кроме того это поможет выяснить уровень коммуникабельности соискателя);
  • небольшое описание представленной вакансии и требований к работнику (исходя из квалификации) – при этом необходимо наиболее полно дать информацию о вакансии, описав ее максимально выгодно, но не обещая того, чего точно не будет;
  • вопросы, которые определят компетенцию и рабочий уровень претендента – вопросы при подготовке к собеседованию нужно составить так, чтобы претендент, имея возможность обдумать свой ответ, отвечал не односложно, а развернуто. В таком случае работодатель может проанализировать умение соискателя подбирать слова, его опытность, манеру поведения и разговора
  • ответы на те вопросы, которые задал соискатель – важной частью собеседования являются вопросы кандидата по поводу вакансии, специфики работы, а также по другим, интересующим его вопросам. Для этой важной части собеседования необходимо выделить время, учитывая его в случае проведения в один день нескольких интервью;
  • окончание собеседования – для создания положительного впечатления у соискателя, рекомендуется завершать собеседование с позитивным настроем, независимо от результата.

 

Как провести собеседование с продавцом?

собеседование

Для выбора продавца необходимой компетентности проводится стандартное собеседование-интервью, в течение которого провести небольшое тестирование.

Первая часть собеседования поможет Вам определить опыт и квалификацию претендента, оценить его манеру разговора, поведения, подходит ли он Вам по личностным качествам.

Можно рассмотреть с соискателем ситуацию, которая может реально возникнуть в магазине, и предложить ему высказать свое решение возникшей проблемы. Лучше всего если это будут достаточно реальные ситуации, например, маленький ребенок бегает по магазину, а его мать, занятая покупками, ничего не видит и никак не реагирует. Рассмотрение таких ситуаций даст Вам возможность проверить подготовленность соискателя к нестандартным реальным ситуациям, и сравнить, совпадают ли Ваши ожидания о его действиях с тем, как он собирается поступить.

При выборе кандидата, наиболее подходящего в продавцы, нужно четко представлять какого человека Вы хотите видеть, понимать, сколько Вы ему готовы платить. Необходимо выяснить, сколько стоят услуги специалиста определенного уровня в сфере, которой Вы занимаетесь, решить для себя, как и чем можно мотивировать хорошего сотрудника, и что и на каких условиях ему предоставить, чтобы работа на предприятии была для него более выгодной, чем у конкурентов.



Читайте также

Наверх