Система Кайдзен

Система Кайдзен

Система «Кайдзен» работает несколько столетий в Японии. Эта философская система мышления направлена на постоянное, порой почти незаметное совершенствование.

Само слово «Кайдзен» переводится с японского языка как «непрерывное улучшение» (оно состоит из иероглифов «кай», что значит «изменение» и «дзен», то есть «хорошо»). Есть мнение, что именно благодаря этому философскому мышлению японская экономика не только смогла быстро оправиться после Второй мировой войны, но также занять позиции лидера в мировом бизнесе.

 

Система «Кайдзен» - учение, философия и стратегия

«Кайдзен» учит:ничего постоянного нет, все течет и все меняется, а постоянные, даже самые мелкие шажочки к улучшению – это лучше, чем начинать рубить с плеча, и уж намного лучше, чем ничего не делать вовсе.

Философия «Кайдзен» предлагает следующие подходы:

  • Нужно выискивать мельчайшие возможности для поворота к лучшему в любых сферах. Ведь стоит лишь начать, а получаться будет с каждым разом все лучше, и со временем просто войдет в привычку
  • Уметь честно признавать проблемы, которые действительно существуют. Ведь если проблему замолчать или не заметить, то решить ее будет невозможно, а общее развитие замедлится или остановится.
  • Очень важна самодисциплина. Нужен ежедневный анализ того, что сделано и возможностей роста. Затем - упорное воплощение в жизнь того, что задумано, непрерывное обучение и постоянный поиск нового. Без всего этого движения и развития не будет.
  • Вежливость, доброжелательность и толерантность.

 

Литература о системе «Кайдзен»

Принципы «Кайдзен» всему миру впервые представил японец Масааки Имаи, который написал книгу «Кайдзэн: ключ к успеху японских компаний». Издана она была в Англии в 1986 году. А в 1997 году появилась вторая книга, написанная Масааки: «Гэмба Кайдзэн: Путь к снижению затрат и повышению качества». В ней автор затронул производственные аспекты (гемба или гэмба – это место, где производится продукт, а именно, цех, лаборатория, офис) в системе «Кайдзен».

Сам Имаи основал консалтинговую компанию и много лет работал в области подбора кадров и рекрутинга. В настоящее время основан институт «Кайдзен», где идет обучение менеджменту с применением системы «Кайдзен». Здесь же оказывается информационная помощь тем предприятиям, которые практикуют эту философию.

В настоящее время существует много статей, учебников и различных пособий о системе «Кайдзен». Это все написано на основе книг Масааки Имаи, а также на опыте предприятий, которые успешно практикуют данную систему в своей бизнес-деятельности.

Концепция Кайдзен

Основные идеи этой системы заключаются в следующем: производство должно быть в первую очередь ориентировано на потребителя. Увеличение прибыли должно происходить за счет удовлетворения требований и потребностей клиента.

Важно признать в системе «Кайдзен» то, что у каждого предприятия существуют те или иные проблемы (согласно философии «Кайдзен» нет компаний, у которых бы не было проблем). Перестраивать сознание работников нужно так, чтобы штраф за ошибки не вызывал чувство страха, а стремились они так работать, чтобы ошибок не допускать.

 

Цели Кайдзен

Сравнение систем

Основную цель системы «Кайдзен» можно определить как непрерывное улучшение и непрерывный процесс совершенствования. Этого достигают при реализации следующих целей:

  • улучшение логистики
  • корпоративный стиль управления
  • сплочение команды
  • улучшение качества продукта
  • сокращение пустых трат
  • повышение ответственности сотрудников
  • повышение готовности производственных средств
  • сокращение запасов
  • повышение производительности
  • сглаживание иерархии
  • мотивация участников
  • непрерывное повышение уровня квалификации всех сотрудников.

 

Стратегия Кайдзен

Система ToyotaСтоит обратить внимание на то, что система «Кайдзен» ориентирована на мышление, для которого приоритетен процесс, а не сам результат.

Система работает в первую очередь с мышлением. В этот процесс должны быть вовлечены практически все от рядовых специалистов и разнорабочих до менеджеров старшего звена.

«Кайдзен» - это стратегия, которая направлена на долговременную перспективу, но не на мгновенную, сиюминутную выгоду. Она предусматривает внимательное отношение к процессу и своевременное предупреждение непродуктивных потерь, ненужных затрат материалов, усилий и времени.

 

Методика Кайдзен

Действия «Кайдзен» по постоянному улучшению в основном направлены на устранение тех проблем, которые возникают в процессе производства.

Руководствуясь этой системой, руководитель проводит большую часть рабочего времени не в своем личном кабинете, а непосредственно на производстве (гембе). Ведь именно там идет основной процесс и чтобы разбираться в его тонкостях и принимать верные решения, нужно быть в курсе всех тонкостей этого процесса.

Существует ряд приемов (методик), при использовании которых производство способно повысить свою продуктивность.

 

Правило одной минуты

Важно каждый день в один и тот же час и минуту уделять какому-нибудь определенному занятию всего одну минуту.

Казалось бы, за эту минуту, не много чего успеешь, но ведь за эти шестьдесят секунд можно выполнить полезную гимнастику для глаз, рассортировать важные документы, заварить чай или выучить еще оно слово иностранного языка и сделать еще много разных мелочей. Эта же минута с другой стороны - очень мало, поэтому можно позволить себе трату этого временного ресурса.

Подобный ежедневный небольшой шажок придаст больше уверенности в своих силах, подарит ощущение успеха, освободит от чувства беспомощности. Зато выполнение ежедневного «одноминутного» дела сделает переход к выполнению этого же дела за час практически незаметным. Темп постепенно наращивается: пять минут, десять минут, полчаса и уже час…

 

Пять «почему»

Система КайдзенЕсли возникает какая-либо проблема или неполадка, нужно задать себе вопрос «А почему это произошло?» не один, а пять раз. Результаты вас поразят. Если, например, сломалась одна деталь, и поэтому остановился станок, вполне очевиден на вопрос «Почему вдруг остановился станок?» такой ответ «Потому что поломалась деталь». Решением будет либо ремонт, либо замена детали.

Однако второй и затем третий ответы на этот же вопрос могут выявить и наличие целой партии некачественных деталей, которая закуплена по низкой цене. В итоге привести к пересмотру работы всего отдела снабжения.

 

Пять шагов

Согласно философии Кайдзен нужно соблюдать пять правил (или делать пять шагов):

  • незавершенное производство, лишнее оборудование и ненужные инструменты, изделия с браком и разные документы обязательно упорядочивать
  • вещи держать в порядке (чинить оборудование своевременно, заменять сломанные инструменты, держать все оборудование в одном месте и т.п.)
  • соблюдать чистоту на рабочем месте
  • быть чистоплотным и аккуратным самому
  • соблюдать технику безопасности и правила работы на производстве.

 

Основные принципы системы Кайдзен

Главный «Менеджмент»

Для того чтобы система «Кайдзен» начала работать, она должна быть инициирована и в дальнейшем иметь поддержку руководства предприятия. Так что первый и главный принцип этой системы – менеджмент.

Он заключается в том, что высшее звено постоянно поддерживает и улучшает результаты деятельности предприятия. Внимание должно быть уделено всему: и людям, и коммуникации, и командной работе, и моральным принципам, и дисциплине.

Процесс, а не результат

Ранее уже шла речь о том, что система «Кайдзен» ориентирована в первую очередь именно на процесс, а не на результат. Следовательно, так же должно быть ориентировано и мышление сотрудников компании на всех уровнях производства. Все неполадки, ошибки и различные сбои в процессе работы должны устраняться немедленно.

Цикл «планируй-делай-проверяй-воздействуй»

Для наиболее эффективного внедрения системы «Кайдзен» на предприятие, одним их первых шагом должен стать следующий цикл действий для работников:

  • установить цели для совершенствования («планируй»)
  • реализовывать план («делай»)
  • контролировать процесс реализации и анализировать результат: есть ли планируемое улучшение, нет ли каких-либо сбоев в процессе («проверяй»)
  • создавать и стандартизировать новые процедуры, направленные на новое улучшение или постоянно устраняйте проблемы («воздействуй»).

При новом процессе первое действие в цикле рекомендуется менять на слово «стандартизируй», и при обнаружении сбоя каждый раз задавать вопрос: это случилось из-то, что не было стандарта, или потому что этому стандарту не следовали, а, может, стандарт не очень хорошо соответствовал действительности.

Роль качества

Качество в системе «Кайдзен» является приоритетом. И для его достижения не принимается никаких компромиссов, даже в том случае, если соблюдение принципа качества может привести, например, к невозможности экономить на затратах для производства.

Сбор сведений

Так как система эта ориентирована на решение различных проблем, то постоянный сбор данных, а также проговаривание появляющихся неполадок чрезвычайно важны. Ведь только владение всеми данными помогает принять единственно правильное решение.

 

Потребитель в Кайдзен

Для «Кайдзен» производство представляется как схема: поставщик – потребитель. Иными словами, на каждом этапе, пока продукт будет полностью не готов и не поступил в продажу, любой работник является одновременно и потребителем и поставщиком.

В процессе выпечки, например, хлеба мельник является поставщиком, а тестомес, который получает муку – потребителем. Пекарь, получающий тесто, в свою очередь, считается потребителем, а тот же тестомес – уже поставщиком.

Передав готовый хлеб посреднику или реализатору, поставщиком теперь становится пекарь и т. д.

Поэтому ответственность за уровень качества должна присутствовать у каждого поставщика и у каждого потребителя. Так и только так можно избежать брака.

Кайдзен-костинг

В целом Система «Кайдзен» предусматривает постоянное улучшение только при помощи внутренних ресурсов, имеющихся на предприятии.

При этом реализуется система абсолютно на всех уровнях, и на финансовом в том числе. Для обеспечения определенной себестоимости продукта и снижения затрат на его производство до заданного уровня, используются система «Кайдзен-костинг».

В производстве использование такого подхода помогает не только сэкономить, а также и повысить окупаемость всего производства. При определенных обстоятельствах можно остановить убыточную деятельность.

Уже более шестидесяти лет Кайдзен-костинг использует японская компания Toyota. И она успешно развивается. Как же это работает?

Предположим, для производства одной единицы товара на предприятии необходима определенная сумма средств. К запланированному числу эту сумму собираются уменьшить до некой другой цифры. Кроме проведения бюджетного анализа (т. е выполнение бюджета, выяснение и констатация причин отклонения от плана, принятие решений по устранению отклонений) параллельно используется двухуровневая система кайдзен-костинг, которая предполагает:

  • непрерывное сокращение разрыва между суммами затрат - заданной и реальной
  • совершенствование процесса производства, если не получается достигнуть запланированной суммы.

Конечно, для того, чтобы такой принцип сработал, необходимо взаимодействие всех структур предприятия. Так как запланированная сумма разбивается на все отделы, то и каждой из структур предприятия устанавливается цифра, достигнуть которую нужно.

Такое планирование не затрагивает лишь отделы закупок и проектные отделы, ведь их работа сильно зависит от ценовой политики поставщиков и внешних факторов.

Для успешной реализации Кайдзен-костинг на предприятии создают специальный комитет по Кайдзен-затратам ( это сумма на производство одной единицы товара). Эта структура отчитывается непосредственно перед руководством и работает над подготовкой программы по снижению затрат на всех уровнях предприятия. Учитываются в этой программе сумма, которой планируется достигнуть, и сроки для реализации программы.

Комитет контролирует и процесс производства разработки, и направление и закупки сырья. И предлагает новые пути решения, если предложенные ранее методы не принесли желаемого результата.



Читайте также

Наверх