Стратегии интегрированного роста и диверсификации

Стратегия интегрированного роста и диверсификации

В стремлении развить и расширить свой бизнес, нужно придерживаться конкретного плана и определенной последовательности действий и решений. Если все делать наобум, внезапно и непродуманно, то можно вообще никуда не продвинуться, да еще и потерять нажитое. Ведь битвы выигрывают хорошие стратеги, а не командующие многочисленной и отлично оснащенной армии.

 

Виды развития

Современная система бизнеса имеет четыре основные (эталонные) стратегии развития бизнеса:

  • стратегия интегрированного роста,
  • стратегия концентрированного роста,
  • стратегии диверсифицированного роста и стратегии сокращения.

Каждая из названных выше систем может быть применена в своей ситуации и способна решить специфических проблем.

Стратегии применяют в чистом виде, а чаще комбинируют и сочетают, например, используют одновременно методы стратегии диверсификации и интегрированного роста.

 

Стратегии интегрированного роста

Схема стратегии

Хорошо освоившее рынок и закрепившееся на этом рынке стабильное предприятие, может применить в своей работе стратегии интегрированного роста. Коротко – это расширение деятельности бизнеса за счет появления новых предприятий и дополнительных отраслей, или за счет увеличения собственных внутренних структур.

Стратегии интегрированного роста, в свою очередь, можно разделить на подход обратной вертикальной интеграции и вперед идущей вертикальной интеграции.

Стратегия обратной вертикальной интеграции

Если предприятие организовало новые отделы закупок и снабжения, приобрело фирмы, которые занимаются поставками сырья, открыло новые конторы, производящие не основной продукт, а, к примеру, запчасти или сырье, то все это можно считать результатом применения стратегии обратной вертикальной интеграции.

Этот подход помогает снизить расходы на закупки и быть в курсе ситуации, которая происходит на сырьевом рынке.

Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции

Подразумевается сокращение цепочки посредников между предприятием и конечным потребителем. Применив эту стратегию, можно перекупать фирмы-посредники и принимать новых работников, которые будут вести посредническую деятельность или даже открывать свои фирменные магазины, а не сбывать продукцию прочим структурам.

Стратегии диверсифицированного роста

Когда-нибудь любое крупное предприятия приходит к моменту, когда понимает, что отраслевой рынок уже полностью освоен. В продукт внесены все изменения, что только можно было. Тем не менее, новшеств и развития хочется. И вот тут наступает самое время для применения стратегии диверсифицированного роста.

Эту эталонную стратегия развития бизнеса делят на три варианта подхода:

  • стратегию центрированной диверсификации
  • стратегию горизонтальной диверсификации
  • стратегию конгломератной (конгломеративной) диверсификации.

Стратегия горизонтальной диверсификации

Любое предприятие, которое занимается выпуском того или иного продукта, может выбрать новую отрасль, чтобы применить свой продукт. Производитель фармацевтики, например, может купить действующую аптеку, зерноперерабатывающее предприятие – хорошую кондитерскую фабрику и т.д.

Это и есть подход (стратегия) горизонтальной диверсификации. Суть в том, что вы продолжаете свой бизнес с имеющимся сырьем и персоналом и при этом значительно расширяете горизонты своей деятельности.

Стратегия центрированной диверсификации

Эта стратегия предполагает начало выпуска нового продукта на основе применения совершенно новой технологии, однако, ориентированного на своего, уже известного, потребителя.

Это сложный процесс с одной стороны, так как требует от руководства освоение новой области знаний и нового подхода к управлению, а к этому готовыми могут оказаться не все.

С другой стороны, если удастся успешно осуществить задуманное, у предприятия уда получится удачно инвестировать средства и закрепить свои позиции сразу на нескольких рынках.

Например, такую стратегию проводит руководящая структура сети отелей «Хилтон». Эта марка известна высоким классом, а также уровнем обслуживания. Сейчас эта компания занимается строительством сети пригородных отелей, где будет более низкая цена и меньшие площади, но прежний уровень обслуживания останется, так же как и комфортабельность, и современность номеров.

Стратегия конгломеративной диверсификации

Конгломеративная (конгломератная) диверсификация направлена на освоение абсолютно нового рынка и совершенно нового продукта, которые никак не связаны с уже имеющимися отраслью продукцией. Ставка в этом случае делается на узнавание торговой марки потребителем. Безусловно, это риск и позволить себе его может лишь крупное и довольно успешное мероприятие. А в случае успеха есть большая вероятность приобрести еще одно доходное дело.

Так, крупный металлургический комбинат «Запорожсталь» из Украины в течение нескольких лет производит мясную продукцию отличного качества, любимую и узнаваемую потребителем.



Читайте также

Наверх